В России могут создать единую систему учета интернет-пользователей

В России могут создать единую систему учета интернет-пользователей

Сотрудники администрации президента и профильные чиновники обсуждают идею создания единой государственной системы учета просмотров контента и показов рекламы в рунете.

Концепция интернет-учета пока находится в обсуждении, есть очень разные идеи о том, как может работать такая система и какие данные собирать. Например, она может строиться по аналогии с системой измерений ТВ-аудитории, которой пользуются все российские телеканалы, и госсистемой учета кинобилетов (ЕАИС), в которую кинотеатры обязаны передавать данные по каждому киносеансу.

Чиновники уже консультировались по этому вопросу с несколькими крупнейшими медиакомпаниями — как телевизионными, которые все чаще распространяют свои сериалы и шоу в сети, так и с интернет-площадками.

Аудиторию пользователей рунета и аудиторию крупнейших площадок с 2016 года считает официальный медиаизмеритель Mediascope. Но при размещении баннеров и роликов в сети рекламодатели вынуждены чаще всего пользоваться данными самих площадок или специальных интернет-счетчиков, прежде всего счетчиками Яндекса и Google. Онлайн-площадки неохотно публикуют детальную информацию о своих пользователях, так как опасаются утечек персональной информации и недобросовестного ее использования.

В Минкомсвязи и Роскомнадзоре считают, что универсальная и прозрачная система оценки интернет-аудитории необходима как рекламодателям, так и производителям контента, — это «одно из условий развития индустрии». Рекламодатели страдают из-за того, что в интернете им приходится иметь дело с разрозненными данными, кроме того, данные по интернет-аудитории сейчас мало коррелируют с данными по телезрителям, что также препятствует развитию медиаиндустрии.

Эксперты рынка считают, что еще одна возможная задача создания единого государственного интернет-счетчика — мониторинг показов интернет-рекламы для целей налогообложения. Федеральная налоговая служба заинтересована в сборе данных о рекламных доходах интернет-компаний, в том числе иностранных интернет-холдингов.

Наконец, сбор данных по интернет-аудитории призван решить управленческие задачи самого государства, которое хочет четко понимать, какой контент смотрят ее граждане в сети, какие интернет-площадки оказывают наибольшее влияние на общественное мнение.

Вероятней всего, организацией сбора данных займется все та же Mediascope. Гендиректор Mediascope Руслан Тагиев пока никак это не комментирует.

Создание системы интернет-учета повлечет массу технических и организационных сложностей, считают эксперты. Прежде всего непонятно, как убедить крупнейшие интернет-компании, в том числе иностранные, установить себе такой счетчик, так как наверняка идея госсчетчика будет принята интернет-компаниями в штыки.

Напомним, в июле в Госдуму был внесен законопроект, предполагающий создание до 2020 года единого поставщика телеконтента в интернете, которого на конкурсной основе выберет Роскомнадзор и к которому не будут применяться антимонопольные ограничения.

Похожие статьи: