Юристы Telegram поделились общим алгоритмом правового реагирования на блокировку

Юристы международной правозащитной организации «Агора», представляющей интересы Telegram, рассказали, как действовать в том случае, если сайт или сервис пострадал от сопутствующих массовых блокировок.
Общий алгоритм правового реагирования будет таким:
Удостовериться, что дело действительно связано с блокировкой, что это не техническая проблема сервера и не DDoS-атака.
Зафиксировать доказательства:
проверить наличие доменного имени сайта и IP-адреса в реестре Роскомнадзора. Сделать скриншоты этой страницы, а также страницы сайта с заглушкой оператора связи;
обратиться в ведомство по адресу Hotlinerkn@rkn.gov.ru с запросом о причинах блокировки;
обратиться с жалобой на недоступность сайта к интернет-провайдеру, зафиксировать ответ (по электронной почте либо, в случае звонка, записав разговор с сотрудником поддержки);
получить сертификат на доменное имя сайта (это можно сделать у регистратора), либо сделать распечатку страницы whois.com, если там указаны реквизиты компании.
Обратиться с административным иском о признании незаконными действий и решений Роскомнадзора в суд (если сайт используется для коммерческой деятельности предпочтительнее арбитраж, если нет – суд общей юрисдикции). В какой конкретно суд, лучше дополнительно проконсультироваться.
В случае, если блокировка осуществляется на основании решения Генпрокуратуры (это будет указано в реестре либо в уведомлении РКН, которые компания, возможно, получила), иск следует предъявлять Генпрокуратуре и РКН одновременно.
В случае признания действий государственных органов незаконными можно будет требовать возмещения причинённого имущественного ущерба. Поэтому с самого начала необходимо фиксировать доказательства расходов и ущерба (например, подтверждение оплаты за смену IP-адреса или расходы, связанные с простоем, выплатами возмещения клиентам, расходами на юриста и т.п.).
В случае отказа в удовлетворении иска и после прохождения 4 инстанций можно обращаться в Европейский суд по правам человека. Срок подачи жалобы составляет 6 месяцев со дня вынесения определения по второй кассационной жалобе. У «Агора» есть шаблонная жалоба, которой они готовы поделиться.
В «Агора» также отметили, что готовы сопровождать организации консультационно и не исключают возможной подачи коллективного иска в будущем.
К началу мая юристы группы планируют собрать все обращения и факты и подать заявление о проверке соблюдения законности действий Роскомнадзора в Генпрокуратуру РФ.
Всего за последние сутки в организацию поступило 57 обращений через Telegram, 16 – через почту.
Напомним, что сегодня юристы «Агора» подали жалобу на решение о немедленной блокировке Telegram в Мосгорсуд.